Россия: страна чужих автомобилей

«Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения» Илья Ильф и Евгений Петров

История российского автомобилестроения началась с изобретения Ивана Петровича Кулибина. Несмотря на то, что его самокатная повозка не имела двигателя, конструктор уже в конце XIX века разработал механизмы, применяющиеся в любом автомобиле: коробка передач, маховик, тормоз, подшипники. После него русские изобретатели экспериментировали с паровыми двигателями и электромоторами. Однако первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен гораздо позже.

В 1883 году отставной морской офицер Евгений Александрович Яковлев начал эксперименты с двигателями внутреннего сгорания, а через восемь лет основал завод по производству керосиновых и газовых моторов. В 90-х годах ХIХ века его предприятие выпускала двигатели разных моделей и мощность от 2 до 25 л.с.

В конце XX века Яковлев познакомился с инженером Петром Александровичем Фрезе, руководившим предприятием, выпускавшем экипажи. Они решили объединить усилия и создать самодвижущийся экипаж. В 1896 году они завершили работу и представили первый российский автомобиль. Он был оснащен одноцилиндровым двигателем объемом 1 литр и мощностью около 1,5-2 л.с. Автомобиль не вызвал интереса у правительства и вскоре был забыт. Достоверно неизвестно, сколько машин было выпущено.

После смерти Евгения Яковлева Петр Фрезе не потерял интерес к автомобилестроению. В 1899 году он изменил название своей фабрики на «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей Фрезе и Ко» и занялся производством автомобилей с двигателями De Dion. В 1902 году Фрезе выпустил первый в России грузовик, а через год стали производиться открытые автобусы. Легковые машины «Фрезе и Ко» по конструкции незначительно отличались от французских моделей De Dion-Bouton. Кроме того, Фрезе продолжал экспериментировать с электромобилями.

Вслед за Фрезе интерес к автомобилям стали проявлять другие производители. Велосипедные фабрики «Дукс» и «Россия» копировали Oldsmobile и De Dion-Bouton. Однако о широкомасштабном серийном производстве конструкторы еще не думали.

В 1909 г. был построен «Русский автомобильный завод И. П. Пузырева». Основной задачей директора предприятия было самостоятельное производство всех деталей своих автомобилей. В 1911 году была выпущена машина «28-35», а через год «А28-40». Они обладали довольно простой конструкцией и имели большой запас прочности. Автомобили оснащались двигателями объемом до 6 литров и мощностью до 40 л.с.

Автомобили собственного производства выпускались на заводе «Лесснер» и РБВЗ. Последний отличился выпуском автомобилей Руссо-Балт – первых массовых автомобилей в России. В начале июня 1909 года начался выпуск трех легковых моделей с четырехцилиндровыми двигателями объемом 2, 4,5 и 7 литров. В первое десятилетие существования автомобильного производства на РБВЗ модельный ряд Руссо-Балт значительно расширился. Появляются серии автомобилей: С, Е, К. Выпускаются Руссо-Балт С24-30, Руссо-Балтов Е15-35, Руссо-Балт К12-20.

Кроме того, РБВЗ начал производство грузовых автомобилей, основным заказчиком которых стала российская армия. Во время Первой мировой войны выпускались Руссо-Балта Т40-65. Кроме того, были разработаны серии грузовых автомобилей – М и Д. Во время войны завод был эвакуирован в Москву, со сменой власти пережил национализацию и прекратил выпуск автомобилей. Попытки восстановить производство не увенчались успехом.

После появления СССР российская автомобильная промышленность пережила кризис. К 1929 году в стране было только три маленьких завода, выпускавших в основном грузовые автомобили: АМО, «Спартак» и ЯГАЗ. Сложившаяся ситуация не устраивала правительство, и было принято судьбоносное решение, определившее развитие российского автомобилестроения на долгие годы.

4 марта 1929 года ВСНХ СССР издал приказ № 498, где говорилось, что правительство приняло решение построить собственными силами современный автомобильный завод годовой производительностью 100000 автомобилей. Местом строительства выбрали Нижний Новгород. Помощниками в организации производства выступили сотрудники Ford. В качестве оплаты советская сторона приобрела 72000 комплекта деталей, из которых в СССР до начала пуска нового завода собирались легковые автомобили "Форд-А" и грузовики "Форд-АА". Они выпускались заводами им. КИМ и «Гудок Октября». Так началась история производства и копирования западных автомобилей.

ГАЗ

29 января 1932 года с конвейера нового завода сошли первые 25 грузовиков ГАЗ-АА, а с 1 апреля начался их непрерывный выпуск. Предприятие получило название Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). Однако на предприятии сразу возникли проблемы. Многие детали выпускались другими заводами, и согласование сроков поставок серьезно тормозило производство. Кроме того, оборудование заводов было приспособлено под выпуск автомобилей Ford конкретных моделей и быстро устарело. Эти обстоятельства серьезно тормозили разработку собственных конструкций.

Кроме грузовиков завод выпускал легковой автомобиль М-1. Его прототипом тоже стала машина Ford. Однако конструкторы ГАЗ отказались от полного копирования и применили свои технические решения: мощность двигателя была увеличена до 50 л.с., изменена конструкция шасси и внешний вид автомобиля. Таким образом, первая легковая машина ГАЗ получилась неприхотливой и прочной.

В годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпускал грузовики и военную технику. Были разработаны вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки Т-60 и Т-70.

После войны модельный ряд автомобилей ГАЗ был полностью изменен. В январе 1946 года начался выпуск новых грузовиков ГАЗ-51. Его производили 29 лет. Автомобиль отличался прочной и простой конструкцией, имел шестицилиндровый двигатель мощностью 70 л.с., который позволял развивать скорость 70 км/ч. За 30 лет ГАЗ-51 неоднократно модернизировался.

В этом же году начался выпуск автомобилей ГАЗ М-20 «Победа». Эта машина стала легендой советской автомобильной промышленности. На конвейере она продержалась столько же, сколько ее грузовой брат. За 29 лет ГАЗ М-20 пережил не одну модернизацию и послужил основой для разработки других моделей предприятия. В 1946 году «Победа» представляла собой передовой автомобиль. Оригинальная форма кузова обеспечивала малое аэродинамическое сопротивление. У автомобиля была независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, двери на передних петлях и V-образное лобовое стекло.

В 50-е годы завод выпустил ГАЗ-12 «ЗИМ» и внедорожник ГАЗ-69. Однако самыми успешными стали ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка». «Волга» сошла с конвейера в 1956 году. Новый двигатель мощностью 70 л.с. позволял развивать скорость до 100 км/ч.

В 1959 году появился автомобиль ГАЗ-13 «Чайка». Внешне он был очень похож на седан Ford Fairlane. Сказалось сотрудничество с компанией Генри Форда. Автомобиль оснащался V-образным восьмицилиндровым двигателем мощностью 195 л.с., четырехкамерным карбюратором, гидроусилителем руля, гидромеханической коробкой передач. Были разработаны модификации ГАЗ-13: лимузин ГАЗ-13А и кабриолет ГАЗ-13Б.

В 60-х годах был обновлен модельный ряд грузовых автомобилей. Начался выпуск ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ГАЗ-66. Кроме того, началось производство модификаций ГАЗ-21 «Волга»: ГАЗ-22 с кузовом универсал и автомобиля «скорой помощи».

В 70-е годы продолжилась разработка легковых автомобилей. В 1970 году была выпущена новая «Волга» – ГАЗ-24. Автомобиль отличался улучшенными динамическими качествами и удобством управления. Кроме того, появилась новая «Чайка» – ГАЗ-14. Она позиционировалась как автомобиль представительского класса и отличалась от других машин ГАЗ высокой комфортабельностью. ГАЗ-14 оснащался V-образный восьми цилиндровым двигателем мощностью 220 л.с., который позволял развивать скорость до 175 км/ч.

В 80-е годы предприятие пережило реконструкцию. Руководство приняло решение начать широкомасштабное производство автомобилей с дизельными двигателями. В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с таким мотором. Позже выпустили девятитонный самосвальный автопоезд ГАЗ-6008. На нем был установлен первый дизельный двигатель, разработанный специалистами предприятия.

Кроме того, предприятие продолжило выпуск новых легковых автомобилей. Были разработаны новые модификации «Волги» – ГАЗ-2410, ГАЗ-3102, представительский седан ГАЗ-3105.

В конце ХХ века ГАЗ переживает кризис. Несмотря на это было запущено производство автомобилей семейства «ГАЗель», новых грузовиков ГАЗ-3307, ГАЗ-4301, ГАЗ-3306 и ГАЗ-3309. Появились седан ГАЗ-31029, грузовик ГАЗ-3308 «Садко», пикапы и внедорожники ГАЗ-2304 «Бурлак», ГАЗ-2308 «Атаман» и новые модификации «Волги» – ГАЗ-3110 и ГАЗ-3111.

В настоящее время ГАЗ имеет соглашения с концернами Daimler AG, General Motors и Volkswagen AG. В соответствии с ними предприятие начнет производство автомобилей этих компаний.

ВАЗ

В 1966 году правительство СССР подписало договор о сотрудничестве с итальянской компанией Fiat. Новый автомобильный завод было решено построить в Тольятти. В августе 1970 года с главного конвейера предприятия, получившего название АВТОВАЗ, сошли первые автомобили. Это была модель ВАЗ-2101, прототипом которого стал Fiat 124. Так началась история автомобилей ВАЗ.

Первый автомобиль предприятия отличался от своего иноземного брата двигателем с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием. Внешне автомобили были очень похожи, несмотря на 800 изменений, внесенных советскими инженерами в конструкцию Fiat 124. Производство ВАЗ-2101 было прекращено только в 1982 году. Его модификации ВАЗ-21013, ВАЗ-21016, ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 выпускались дольше.

В 70-е года предприятие разработало и выпустило автомобили ВАЗ-2103, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2106. Продолжается модернизация ВАЗ-2101.

В 1984 году была выпущена новая модель ВАЗ-2108 «Самара». Это был первый российский хэтчбек. Это был переднеприводный автомобиль с поперечным расположением двигателя. Одним из значительных недостатков ВАЗ-2108 была плохая аэродинамика задней поверхности.

В 1996 году появилось новое семейство автомобилей ВАЗ. Его первым представителем стал ВАЗ-2110. Автомобили новой линейки выпускались с несколькими типами кузова: седан 2110, универсал 2111 и хэтчбек 2112. Они оснащались бензиновыми инжекторными двигателями объемом 1,5-2,0 литра.

Позже были разработаны более мощные модификации ВАЗ-2110: ВАЗ-21103 с бензиновым 16-клапанным двигателем мощностью 94 л.с. и ВАЗ-21102 с 8-клапанным мощностью 79 л.с.

В настоящее время АВТОВАЗ выпускает автомобили семейства Лада Калина. Доступны три типа кузова: универсал Lada 1117, седан Lada 1118 и хэтчбек Lada 1119. В 2008 году компания Renault S.A. приобрела блокирующий пакет акций ОАО «АвтоВАЗ», однако существенных изменений в жизни АВТОВАЗа пока не наблюдается.

Самостоятельная жизнь российского автомобилестроения закончилась, так и не успев начаться. С приходом советской власти были организованы предприятия при поддержке западных специалистов. Однако их деятельность ограничивалась копированием и усовершенствованием иностранных автомобилей. Нельзя утверждать, что в российском автомобилестроении не было оригинальных разработок. Но их малое количество и приоритет в конструировании военной техники лишили гражданское автомобилестроение какого-либо развития.